Интервью с сенсеем Токимуне Такедой

Токимуне Такеда сенсей
Токимуне Такеда в возрасте 65 лет

Данный текст является компиляцией наиболее интересных моментов целой серии интервью, которые были даны сенсеем Токимуне Такедой в период с 1985 по 1987 год в Абасири, на Хоккайдо и в Токио. Собеседником знаменитого мастера был широко известный в узких кругах журналист Стэнли Пранин. Целиком со всеми интервью можно ознакомиться на страницах увлекательного сайта daitoryuonline.com. Разумеется, для этого надо хотя бы немного ориентироваться в буржуинском наречии.

Биографическая справка

Токимуне Такеда родился в 1916 году на Хоккайдо. Он был третьим сыном знаменитого мастера боевых искусств Сокаку Такеды. Начиная с 1925 года начал изучать Айки–Дзюцу Дайто–Рю под руководством своего отца, при этом эанятия проходили в чрезвычайно интенсивных и экстремальных условиях. Во время Второй Мировой Войны в составе действующей армии участвовал в боевых действиях. После демобилизации в 1946 году окончил на Хоккайдо специальные курсы для полицейских и стал работать следователем. За время работы в полиции Токимуне Такеда получил несколько наград за выдающиеся заслуги в аресте преступников. После ухода из правоохранительных органов в декабре 1951 года он возглавил Yamada Suisan Company (промысловая компания Ямада). В 1954 году он основал собственное додзё Дайтокан в Абасири. Токимуне Такеда классифицировал существующие техники Айки–дзюцу Дайто–рю, включив в них элементы Оно–ха Итто–рю. После выхода на пенсию в 1976 году он целиком посвятил себя преподаванию, разъезжая по всей Японии и проводя семинары. В настоящее время в Японии существует около 60 аффилированных с Дайтоканом додзё.

В 1987 году Токимуне Такеда получил от администрации Абасири специальную награду за заслуги в культурном развитии и социальном образовании.

 


 

Стэнли Пранин. Сейчас, когда роль Дайто–рю в развитии айкидо очевидна, я думаю, многим айкидокам будет интересно поближе познакомиться с этим искусством. Я хотел бы начать нашу беседу с вопроса о вашем отце, Сокаку Такеде. Правильно было бы говорить о том, что это он создал Дайто–рю?

Токимуне Такеда. Нет, истоки Дайто–рю лежат в боевом искусстве, называемом «Тегои». История об этом хранится в Кодзики.

Однажды, богиня Аматерасу Омиками пошла к своему другу — богу Такеминаката–но–Микото для того, чтобы заставить его вернуть ей её же собственные территории. В это время он и бог Такемиказучи–но–Микото сражались в поединке. Этот поединок проходил по правилам «Тегои», которое может рассматриваться как предок современного сумо. 

Эмблема Дайто-рю
Эмблема айки-дзюцу Дайто-рю

В давние времена, поединки сумо проходили во время фестивалей, проводимых при крупных храмах. Император Сейва создал два подразделения императорских телохранителей: Укон и Сакон, а также превратил сумо в официальное боевое искусство. Позже, во время эпохи Кумакура, сумо стало самым популярным единоборством.

Поэтому можно сказать, что Император Сейва является фактическим основателем Дайто–рю. Когда младший внук Императора Сейва, Синра Сабуро Ёсимицу поселился в Ошу, что в северо–восточной части Японии, он начал проводить вскрытия погибших врагов и таким образом изучал анатомию человека. Это было зарождение Дайто–рю. Местность, в которой он стал жить, называлась Дайто, а сам он стал именовать себя «Сабуро из Дайто». Так появилось название. Затем на протяжении веков Дайто–рю передавалось из поколения в поколение внутри семьи Такеда, а потому мы также являемся потомками Императора Сейва.

Запись этой истории хранится в храме Изы. Хотя эти документы не демонстрируются никому за исключением священников храма, мне было разрешено взглянуть на них, поскольку семья Такеды является ответвлением семьи священников. Когда я пришёл туда, чтобы посмотреть, что хотел сказать мне мой отец, то я нашёл там эти документы.

Стэнли Пранин. Практиковал ли ваш отец какие–нибудь другие боевые искусства помимо Дайто–рю

Токимуне Такеда. Сокаку изучал Оно–ха Итто–рю. Кен–дзюцу было очень популярным в те дни, а дзю–дзюцу считалось просто чем–то дополнительным. Другими словами, поскольку буси (самураи) всегда носили с собой мечи, то они никогда не планировали бросать кого–то голыми руками. Поэтому во времена реставрации Мейдзи искусства фехтования на мечах были гораздо более популярны, чем дзю–дзюцу. Дзю–дзюцу стало практиковаться несколько позже. Очикиучи, дворец боевых искусств, был, разумеется, исключением.

Технику работы с мечом Сокаку изучил в традиционном Оно–ха Итто–рю. Первая техника с коротким мечом в этом стиле точно такая же, как и первая техника в Дайто–рю, где вы сначала наносите колющий удар, затем рубите и разрезаете своего оппонента. Эта техника использовалась только во времена эпохи гражданских войн, однако, Сокаку обучал ей как одной из обязательных. 

Сокаку Такеда
Демонстрация техник Сокаку Такедой

 Поскольку он занимался кен–дзюцу, то он мог с лёгкость вращать запястьями. Для того, чтобы зарезать своего противника, вы должны поместить лезвие своего меча под особым углом. Вы должны повернуть свой меч таким образом (демонстрирует). Вы встречаете меч противника мунэ (обратной поверхностью) своего меча, а затем разворачиваете меч и разрезаете нападающего. Знаете ли, это совсем не похоже на то, как вы привыкли работать с бокеном.

Так как настоящий меч имеет острое лезвие, то вы должны встречать атаку оппонента именно мунэ лезвия. Вы не должны сталкиваться режущими кромками мечей. Если вы сделаете это, работая настоящими мечами, то на лезвии останутся глубокие зазубрины. Однако, если для встречи вражеского меча вы подставляете мунэ, а затем смещаетесь и рубите противника острой частью лезвия, то никаких зазубрин никогда не возникает. Поэтому, до тех пор пока вы не научитесь легко вращать своими запястьями, вы не сможете выполнять техники айки. Эта подвижность лучезапястных суставов — сущность техник Дайто–рю.

Стэнли Пранин. Таким образом, ваше искусство базируется на движениях меча?

Токимуне Такеда. Искусство Сокаку Такеда базируется на работе с мечом. При изучении Дайто–рю освоение работы с мечом абсолютно необходимо. Сокаку всегда носил с собой короткий меч, завернутый в полотенце. Он никогда не показывал его кому–либо, однако, я слышал, что был человек, который лично видел, как он однажды выбрасывал вперёд нож. Это (метод использования ножа) было секретной техникой Синген Такеда (1521–1573, знаменитый предводитель и воин времён эпохи гражданских войн) которая передавалась внутри семьи Такеда. Когда враг приближается для того, чтобы атаковать вас своим мечом, вы используете этот нож таким образом (сенсей демонстрирует). Сейчас я отобрал вашу жизнь. Это техника, которая в Дайто–рю называется иппондори.

Стэнли Пранин. Тайминг очень важен, не так ли?

Токимуне Такеда. Совершенно верно. Когда ваш противник приближается, вы должны уметь молниеносно захватить его. Если вы попросите его немножко подождать, прежде чем нанести удар, то вы будете повержены. Вы должны уметь немедленно развернуться, чтобы увернуться от его атаки, а затем повернуться и законтролировать его. Вы не сможете сделать это до тех пор, пока не научитесь эффективно вращать своими руками. Сущность Дайто–рю заключается во вращении руками. Именно по этой причине Сокаку всегда практиковал с новичками исключительно кен–дзюцу.

Стэнли Пранин. В других старых школах боевых искусств нет такого количества техник сувари вадза (техники в положении сидя)

Токимуне Такеда. Действительно нет… Умение передвигаться на коленях — это базовый навык Дайто–рю. Техники ханми хантачи также основаны на умении перемещаться на коленях. Приёмы ханми хантачи применяются от внезапной атаки, совершаемой в то время, когда вы мирно сидите. 

Токимуне Такеда в детстве
Токимуне Такеда в детстве

 Мы можем бросить нападающего в пяти направлениях: вперёд, назад, вправо, влево и прямо перед собой. Именно поэтому мы используем термин «го хо», который означает «пять направлений», и по этой причине эта техника называется гохонаге. Техники, в которых вы начинаете выполнение приёма сидя, а заканчиваете стоя, бывают только в Дайто–рю. В некоторых других старых боевых искусствах существуют методы контроля сидящего врага. Однако только в Дайто–рю вы можете бросить врага в пяти направлениях, одновременно вставая.

Как я упоминал раньше, в гохонаге вы бросаете врага в пяти направлениях: вперед, назад, вправо, влево и прямо перед собой, как бы вы не находились. Вы встаете и затем кидаете противника в ту точку, где вы только что сидели, то есть перед собой. Такие техники существуют только в Дайто–рю. Кроме того, мы имеем варианты исполнения гохонаге с помощью иккадзё, никкадзё, санкадзё…

Стэнли Пранин. Термин сихо наге, используемый в айкидо, пришёл из Дайто–рю?

Токимуне Такеда. Совершенно верно, тоже самое касается коте гаеси.

Стэнли Пранин. А что насчёт кокю наге?

Токимуне Такеда. Эту технику мы называем айкинаге.

Стэнли Пранин. А коси наге?

Токимуне Такеда. У нас она называется косигурума. (В специальном разделе сайта, посвящённом видео урокам айкидо ёсинкан, можно ознакомиться с примерами выполнения основных базовых техник айкидо. Прим. переводчика)

Стэнли Пранин. Не могли бы вы немного более подробно объяснить концепцию айки?

Токимуне Такеда. Айки — это умение тянуть, когда вас толкают, и толкать, когда вас тянут. Это идея неторопливости и скорости, умения гармонизировать ваши движения, с ки вашего противника. Противоположность айки — киай, это умение создать максимальное усилие, в то время как айки никогда не сопротивляется.

Айки используется в целях самообороны, когда противник нападает первым. Однако, мы относим этот термин ко всей самообороне целиком. Это не так, два этих понятия не должны смешиваться. Соответственно, в полиции слово айки не используется. Они говорят дзю–дзюцу. Они противостоят киай, используя атаки «sen sen» (термин означает, что вы понимаете, что противник собирается предпринять, а потому наносите удар на опережение. Прим. перводчика).

Атака — это киай. С другой стороны, айки — это «go no sen» (термин означает ситуацию, когда вы поняли, что противник собрался вас атаковать и даёте возможность сделать это, но потом контратакуете. Подробнее о словах и терминах, используемых в айкидо. Прим. переводчика). Полицейским разрешается атаковать первыми. Вот почему полицейские изучали Дайто–рю, хотя в наши дни смесь дзюдо, кендо, айкидо, и других единоборств, используемых в полиции, как правило, называют тайхо–дзюцу или техники задержания.

Токимуне Такеда в армии
Токимуне Такеда в армии

Воспоминания о Морихее Уэсибе

Стэнли Пранин. Когда сенсей Уэсиба впервые встретил сенсея Сокаку Такеда?

Токимуне Такеда. В 1915 году. Как я понимаю, они встретились в гостинице Хисада, что в городке Энгару. Я был ещё очень маленький. Насколько я помню, мистер Уэсибав возрасте 20 лет приехал на Хоккайдо для того, чтобы культивировать местные земли. Он взял с собой отпрысков нескольких семей, но только второго и третьего ребёнка, не старших сыновей, и они поселились на Хоккайдо.

Он был достаточно молод, поэтому я могу себе представить, насколько сложно ему приходилось. Затем, он изучал Дайто–рю под руководством моего отца с 1915 по 1919 год на протяжении примерно 5 лет, и когда мой отец начал путешествовать по округе, стал сопровождать его.

Так как Сокаку Такеда разъезжал по округе для того, чтобы тренировать полицейских, судей, и других подобных им людей, Мистер Уэсиба, по–видимому, решил, что его искусство является действительно выдающимся, и если он освоит его, то ему больше не придётся заниматься фермерством. Он был целиком предан искусству, а также весьма словоохотлив. Когда Сокаку обучал группу судей и прокуроров в Хакодате, получилось так, что мистер Уэсиба был его ассистентом и помогал давать объяснения. Ему было всего 30 лет. Он обучал судей в таком молодом возрасте. Достичь подобного в его возрасте было чрезвычайно трудно. Человек не мог работать в полиции, если не был выходцем из самурайской семьи. Они придерживались строгих традиций. Это было что–то невероятное — обучать судей в столь юном возрасте.

Стэнли Пранин. Какого рода отношения были между сенсеем Уэсибой и сенсеем Сокаку Такедой после их первоначальной встречи в гостинице?

Токимуне Такеда. Мы можем сказать это, сверившись с регистрационным журналом. Любые деньги, которые Сокаку получал, он заносил в специальный журнал. У меня все эти записи сохранились. Глядя на них, можно делать выводы (просмативает регистрационный журнал). Здесь сказано: «Морихей Уэсиба, 10 йен».

Он не хотел, чтобы позже люди стали говорить, будто платили ему 50 или даже 100 йен, поэтому он следил, чтобы все аккуратно записывались в журнал. Он был необычным мастером боевых искусств. Иногда говорят, будто он требовал несколько сотен йен за объяснение одной техники, что эквивалентно нескольким сотням долларов, однако, это неправда. Он брал всего 10 йен с одного человека за десятидневный семинар. С полицейских он брал по 5 йен, поскольку это был связано с их работой. В целом же, для обычных учеников стоимость занятий была 10 йен.

Как я уже упоминал, мистер Уэсиба изучал Дайто–рю у моего отца с 1915 по 1919 год, то есть около пяти лет. Он учился очень интенсивно и был настоящим энтузиастом. Он был любимым учеником Сокаку. Тем не менее, я подвергался критике отца намного более часто. После меня чаще всего критиковали Морихея Уэсибу. Так как я был сыном Сокаку, то не слишком волновался по поводу его нападок, однако, поскольку мистер Уэсиба не был членом семьи, я могу представить себе, как он волновался, слыша всё это в свой адрес.

По мере того, как Сокаку становился старше, он стал достаточно плохо слышать. А поскольку он плохо слышал, то стал разговаривать очень громко. Одна из причин, по которой я сопровождал его в поездках, это необходимость переводить то, что он пытался сказать. Хотя он и говорил очень громко, но поскольку его речь была с акцентом Айзу, его всё равно никто не мог понять (смеясь). 

В качестве следователя
Токимуне Такеда в годы
работы в полиции

 Я начал сопровождать его когда мне было примерно 14 или 15 лет, и делал это до двадцатиления. Он говорил настолько громко, что вы могли услышать его даже с улицы. А поскольку его речь была очень необычной и громкой, то это удивляло окружающих. При этом он был очень короткий (смеясь). Он был не из тех, кто стал бы небрежно одеваться, как это делаем мы сейчас. Он всегда носил хакаму и был очень аккуратен. Он был представителем старого времени, а потому его взгляды очень отличались от наших.

Стэнли Пранин. Сокаку Такеда сенсей приехал в Аябе по приглашению Уэсибы сенсея?

Токимуне Такеда. На самом деле, в додзё Уэсибы было много людей, которые прошли подготовку в Военно–морских силах. Все эти моряки имели богатый опыт борьбы сумо и были очень сильны. Их называли «Oni Chujo» (чертовы вице–адмиралы). Так как Уэсиба испытывал затруднения при работе с подобными людьми, он попросил Сокаку Такеда сенсея приехать. Они были действительно огромны. Мистер Уэсиба, как вы знаете, был намного меньше меня. Я могу предположить, что он не мог контролировать их поскольку не использовал все тонкости техник. В конце концов это очень трудно пользоваться одним только айки...

Я наблюдал техники айкидо в Нихон Будокане (большая спортивная арена в Токио), однако мне показалость, что на этих показательных выступлениях техники выполнялись чрезмерно мягко. Они не будут работать в реальной боевой ситуации. Их партнёры падали преднамеренно. Это то же самое, как если бы они изучали одни только страховки. Даже если вы бросите своего оппонента, вы не научитесь работать правильно до тех пор, пока он будет падать для того, чтобы доставить вам удовольствие. С другой стороны, если ваш партнёр выполняет красивое падение, то ваши техники становятся очень зрелищными. На наших тренировках, мы не заставляем нашего партнёра падать просто так. Мы практикуем броски. Им нет никакой нужды падать самостоятельно.

Стэнли Пранин. В некоторых книгах, которые рассказывают об истории айкидо, говорится, что Уэсиба сенсей построил дом для Сокаку Такеда сенсея. Это правда?

Токимуне Такеда. Нет, он не строил домов для Сокаку. Тем не менее, правда, что Сокаку одно время проживал в доме Уэсибы. Существует история предшествующая этой истории. В 1916 году, произошёл один случай, который сделал Уэсибу многим обязанным Сокаку Такеде. В качестве благодарности, он предложил Сокаку Такеде пожить в его доме, который он оставлял на Хоккайдо, так как в противном случае он стоял бы пустым. Позже, отец сам построил себе другой дом и переехал в него. Это было, когда мне было семь лет.

Авторские права защищены 2013.© Сайт создан студией SWD Silver.
Яндекс.Метрика