Айкибудо (айкибудо дзюдзюцу)

Айкибудо

Айкибудо (яп. 合気武道) или айкибудо дзюдзюцу (яп. 合気武道柔術) — современное комплексное боевое искусство, созданное Аланом Флоке (фр. Alain Floquet) в 1980 году во Франции на основе трёх японских школ: Ёсэйкан (англ.) айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю (сокращённо — Катори Синто Рю).

Айкибудо, как и его исходные компоненты, относят к «жёстким» школам. Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности.

Во Франции Айкибудо эффективно используется в армии и полиции. Основной зал, где проходят занятия Алана Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (фр. Association Sportive de la Police de Paris, ASPP)

Философия

Айкибудо — это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств. Философия этой боевой системы, исходя из названия, представляет собой поиск смысла бытия методом самосовершенствования и познания на основе постижения боевого искусства. Как и во многих других школах боевых искусств в Айкибудо используется принцип Айки — объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.

В Айкибудо присутствует много движений, направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность.

Уважение к целостности партнёра является основополагающим принципом в искусстве Айкибудо.

И нападающий и обороняющийся именуются «партнёрами», а не «противниками». Во время отработки техник участники (нападающий — тори, обороняющийся — укэ) постоянно меняются ролями, благодаря чему на занятиях отсутствуют понятия победителя и побеждённого, и, соответственно, нет конкуренции. Тем не менее, в Айкибудо присутствуют рандори, которые позволяют проводить свободные спарринги для отработки техник, проверки навыков и наработки боевых рефлексов.

Техника

Этикет и приветствия

Как и любая другая школа восточных боевых искусств айкибудо обладает своим набором правил и этикетом. Каждое занятие начинается со следующих шагов:

  1. Сэйза — положение сидя на пятках, команда «садитесь»;
  2. Сёмэн ни рэй — поклон в направлении сомэн (передняя часть додзё, где установлен портрет основателя школы);
  3. Сэнсей ни рэй — поклон сэнсею;
  4. Отагай ни рэй — поклон друг другу;
  5. Кирицу — команда «подъём».

Ходзё ундо

Ходзё ундо (яп. 補助運動) — различные тренировочные упражнения. В этих упражнениях развивается правильная работа корпусом с целью обыгрывать усилие партнёра за счет правильного и своевременного выполнения движений туловищем, не используя при этом физической силы. Включает в себя следующие элементы:

  • Нигири Каэси — основано на движении освобождения от захвата запястья двумя руками (Риотэ Иппо Дори) с последующим аналогичным захватом руки партнёра;
  • Нэдзи Каэси — включает освобождение от замка локтя прямой руки и переход к аналогичному замку руки партнёра поочередно в повторном режиме;
  • Оси Каэси — освобождение от сильного захвата Риотэ Дори (захват обоих запястий) за счет мощного толчка в сторону партнёра, сопровождаемого выбросом энергии без перехвата или с перехватом его рук;
  • Цуппари — блокирование мощного толчка на уровне груди за счет встречного движения;
  • Синоги — отведение прямого удара кулаком в лицо одноименной рукой с последующей атакой той же рукой.

Тай сабаки

Тай сабаки (яп. 体捌き, «управление телом») — перемещения корпуса. Этот раздел делится на две части: одиночные перемещения и работа с партнёром (входы выведения из равновесия). В одиночных перемещениях главным образом тренируется чувство равновесия и умения контролировать свой центр тяжести в движении. В работе с партнёром необходимо учится, посредством правильного и своевременного перемещения корпуса, выигрывать у партнёра центр тяжести, и за счет этого, выводить его из равновесия.

Комплекс Тай Сабаки в Айкибудо выглядит следующим образом:

  • Нагаси — смещение подворотом в сторону под 45 градусов к линии атаки оппонента;
  • Ирими — смещение в сторону-вперед под 45 градусов в параллель к линии атаки оппонента;
  • О-ирими — вход с разворотом, в параллель к линии атаки оппонента;
  • Хираки — смещение шагом в сторону;
  • Хики — смещение назад от оппонента.

Укэми

Укэми (яп. 受け身) — самостраховочные техники. С самого первого занятия, начинающих айкибудок обучают правильному падению, прежде чем перейти к изучению бросковых техник. Основные виды укэми, изучаемых в айкибудо:

  • Маэ укеми — кувырок вперед;
  • Усиро Укэми — кувырок назад;
  • Ёко Укэми — падение, или кувырок, в бок.

Ударная техника

Ударная техника в айкибудо изучается как отдельными техниками ударов руками и ногами, так и в форме ката. Удары могут наноситься в различные части тела, поэтому для определения направления используются следующие термины:

  • Дзёдан — верхний уровень (верхняя часть тела, лицо);
  • Тюдан — средний уровень (обычно область живота);
  • Гэдан — нижний уровень (обычно уровень бёдер).

Цуки ваза

Цуки ваза (яп. 突き技) – ударная техника руками. Включает в себя:

  • Тёку цуки — прямой удар рукой;
  • Коси цуки — прямой удар кулаком (или мечом) из обратной стойки с ярко выраженным движением бёдер;
  • Хики цуки — тычковый удар кулаком (или ножом) с движением бёдер в противоположную сторону;
  • Дзюн ути — обратный рубящий удар кулаком;
  • Хинэри ути — удар локтем со скручиванием сустава;
  • Гяку цуки — обратный рубящий удар кулаком с поворотом бёдер в противоположную сторону;
  • Омотэ ёко мэн ути — боковой рубящий удар, который наносится со стороны лица партнёра, т.е. изнутри;
  • Ура ёко мэн ути — обратный боковой рубящий удар.

Гэри ваза

Гэри ваза (яп. 蹴り技) — ударная техника ногами. При выполнении ударов ногами необходимо уделять большое внимание положению равновесия, так как во время удара ногой опорой является только одна нога. И также как в ударах руками нужно учиться вкладывать массу тела в удар.

  • Маэ Гэри — прямой удар ногой;
  • Маваси гэри — круговой удар ногой;
  • Ура маваси гэри — обратный круговой удар ногой;
  • Ёко гэри — боковой удар ногой;
  • Усиро гэри — удар ногой назад;
  • Хицуи гэри — удар коленом;
  • Хидза гэри — удар коленом в голову после захвата.

Ката

В айкибудо существует три ударных ката:

  • Цуки ути но ката — комплекс ударных техник руками;
  • Хаппокэн ката — комплекс ударных техник руками в восьми направлениях (happō — «восемь»);
  • Гэри гохо но ката — комплекс ударных техник ногами в пяти направлениях (goho — «пять направлений»).

Тэ ходоки

Тэ ходоки (яп. 手解き) — освобождение от захватов. В айкибудо изучаются следующие техники захватов:

  • Дзюнтэ дори — захват запястья снаружи разноимённой рукой;
  • Досокутэ дори — захват запястья изнутри одноимённой рукой;
  • Гякутэ дори — захват запястья изнутри разноимённой рукой;
  • Рётэ дори — захват обоих запястий снаружи;
  • Рётэ иппо дори — захват запястья двумя руками;
  • Содэ дори — захват рукава выше локтя;
  • Риосодэ дори — захват двумя руками за рукава у локтевого сгиба;
  • Маэ эри дори — захват за отворот куртки;
  • Муна дори — захват двух отворотов куртки одной рукой;
  • Усира риотэ дори — захват обеих рук снаружи (руки близко);
  • Усиро уватэ дори — обхват поверх рук;
  • Усиро ситатэ дори — обхват под руками;
  • Усира эри дори — захват воротника одной рукой;
  • Усира кататэ дори эри симэ — удушающий захват с одновременным замком локтя вытянутой руки.

Кихон Осаэ Ваза

Кихон осае ваза (яп. 基本抑え技) — базовая техника контроля и удержания. В этом разделе собраны основные принципы удержаний оппонента. Кихон осае ваза представляет собой комплекс из 6 базовых техник, предназначенных для опрокидывания противника на пол и его обездвиживания при помощи захвата сустава, выполняемых поочередно в форме парного ката.

  • Усиро Хидзи Кудаки — «разбивание локтя», выворачивание локтевого сустава;
  • Робусэ — излом локтя;
  • Котэ Кудаки — излом запястий;
  • Юки Тигаэ — «пересечь, не встречаясь», излом предплечья;
  • Сихо Нагэ — излом запястий в четырёх направлениях;
  • Мукаэ Даоси — бросок назад с разворотом головы противника в свою сторону.

Кихон наге ваза

Кихон наге ваза (яп. 基本投げ技) — комплекс из 7 техник базовых бросков, выполняемых партнёрами по очереди с одной и с другой руки строго по линии в форме ката[19]:

  • Мукаэ Даоси — «бросок со встречным входом», т.е. назад с разворотом головы противника в свою сторону;
  • Сихо Нагэ — бросок загибом руки противника назад с воздействием одновременно на плечевой, локтевой суставы и кисть;
  • Юки Тигаэ — бросок при помощи излома предплечья;
  • Котэ Гаэси — бросок переворотом с использованием кисти;
  • Тэмбин Нагэ — бросок болевым воздействием на локоть;
  • Хати Маваси — бросок назад при помощи разворота головы противника по отношению к его телу;
  • Коси Нагэ — бросок через бедро.

Ва но сэйсин

Ва но сэйсин (яп. 和 の 精神, «божественная энергия») подразумевает идеальное взаимодействие партнёров. Здесь тренируется чистое движение без физической силы и болевых воздействий. Требует очень большого внимания обоих партнёров при выполнении движения.

Рандори

Рандори — свободный поединок, спарринг. В разделе рандори тренируется свободное владение техниками Айкибудо в различных ситуациях против одного или нескольких партнёров как невооруженных, так и с оружием.

По количеству партнёров:

  • Дзю но Рандори — «мягкое рандори», один против одного;
  • Футари но Рандори — один против двоих;
  • Таниндзу но Раднори — один против нескольких.

По техническому исполнению:

  • Буки Дори Рандори и Эмоно Дори Рандори — рандори против вооружённых партнёров;
  • Дзию но Раднори — рандори в свободном стиле ;
  • Футари Дори Рандори — рандори от двойного захвата (одновременный захват двумя оппонентами);
  • Го но Рандори — рандори после состоявшейся атаки;
  • Иппон Дори Рандори — рандори один против одного оппонента (от хватов);
  • Какари Рандори — один партнёр атакует непрерывно, другой обороняется.

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу

В экзаменационную программу Айкибудо включен первый раздел техник древней школы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Парное ката из 10 элементов Икадзэ Идори, выполняемое на коленях (Сувари Вадза). Программа на первый дан включает половину (первые 5 элементов) этого ката.

Оружие

Программа айкибудо включает в себя обучение работе с различными видами оружия, сгруппированным под термином кобудо. Большинство из них является наследием школы Катори Синто Рю.

Практика айкибудо включает в себя работу со следующими видами оружия:

  • Длинный меч (боккэн, катана, иайто);
  • Короткий меч (кодати, вакидзаси, бо-кодати);
  • Совместное применение двух мечей (ryoto);
  • Палка (бо, тонфа);
  • Кинжал (танто);
  • Копьё (яри);
  • Глефа (нагината).

 

Источник:  https://srrb.ru/ 

Яндекс.Метрика
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет ресурс носит исключительно информационный характер

и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.

Сайт создан Студией Веб Дизайна "Сильвер".

Все права защищены. © 2018