ЧЕМПИОН СУМО И МОРИХЭЙ УЭСИБА

"Чемпион сумо Тэнрю и Морихэй Уэсиба" - статья Стэнли Пранина
Перевод и редакция - Станислав Копин.
0Tvg43MDTfc“Я подумал, что этот старик несет чушь, и шлепнул его по руке, когда я схватил ее. Но в тот момент, когда я прикоснулся к нему, я был поражен. У меня было такое чувство, будто я ухватился за железный прут!”

Тенрю начал заниматься сумо в Деваноуми в 1920 году и получил повышение до сэкиваке (третьего высшего ранга сумо) в 1930 году. В 1932 году он вышел из Японской ассоциации сумо, взяв с собой десятки других борцов, и основал движение за реформы феодальной системы сумо. Тэнрю в конце концов оставил движение и переехал в Маньчжурию, чтобы занять преподавательскую должность.

В 1939 году, еще находясь в Маньчжурии, он увидел демонстрацию Морихэя Уэсибы. Сначала сомневаясь в технике Основателя, Тэнрю позже попросил принять его в качестве ученика в Кобукан-додзе. Он интенсивно тренировался в Уэсиба-додзе в течение семидесяти дней.

После войны Тэнрю открыл китайский ресторан в токийском районе Гиндза и стал популярным комментатором сумо на радио и телевидении. Он поддерживал контакт с Морихеем Уэсибой и был сторонником Ёсинкан айкидо.

Расскажите, пожалуйста, как вы впервые встретились с Уэсибой-сэнсэем в Маньчжурии в 1939 году.

В 1937 году я распустил Ассоциацию Кансай сумо и в январе 1938 года отправился в Маньчжурию в качестве инструктора по физкультуре. Весной 1939 года, стремясь распространить японское боевое искусство и в Маньчжурии, мы пригласили японских учителей в страну и пригласили на демонстрации высокопоставленных местных чиновников. Демонстрировались такие виды искусства, как кендо, дзюдо, кюдо и айкидо. Поскольку додзе еще не было завершено, мы попросили участников провести демонстрации в додзе Банка Чуо.

Уэсиба-Сэнсэй привел с собой господина Иноуэ (Нориаки). После того, как они показали некоторые техники, Уэсиба-Сэнсэй сказал: “Вы, вероятно, думаете, что мы не можем делать эти техники без какого-то сговора между нами. Поскольку вы все практикующие боевые искусства, приходите и испытайте этого старика, если вы настоящие мужчины. Однако никто не вышел вперед. В свои 35 лет я был самым молодым среди них. Я недавно прибыл в Маньчжурию, и несколько правительственных чиновников наблюдали за демонстрацией. Я подумал, что должен проверить свои способности, и сказал: “Да, я попробую”. Уэсиба-Сэнсэй ответил: "Вы господин Тенрю, не так ли? Вы тоже, наверное, воображаете, что такой старик, как я, не сможет никого хорошо бросить. Однако, Будо - это гораздо больше, чем вы думаете. Он протянул левую руку, сказав, что она слабее правой, и продолжил: "Вы, должно быть, очень сильны физически. Я не вкладываю силу в свою руку, чтобы вы могли делать с ней все, что захотите. Попробуйте!”

Я подумал, что этот старик говорит чепуху, и шлепнул его по руке, когда я схватил ее. Но в тот момент, когда я прикоснулась к нему, я был просто поражен. Я почувствовал себя так, словно схватился за железный прут. Конечно, я очень хорошо знал из своего опыта в сумо, что бороться с ним бесполезно. Я сразу понял, что потерпел поражение. Однако я не мог просто оставить все как есть и попытался выкрутить ему руку вверх и наружу. Он не сдвинулся ни на дюйм. Я попробовал снова обеими руками, используя всю свою мощь. Но он использовал мою силу против меня, и я упал.

Какую технику он использовал на вас тогда?

Это был кокюнаге. У меня не было особых проблем с падением, так как мы тоже практикуем укеми в сумо. Но я был действительно поражен, узнав, что такое искусство существует. В тот вечер я посетил ночлежку, где остановился Уэсиба-Сэнсэй, и попросил разрешения стать его учеником. Он велел мне прийти в его додзе в Усигоме в Токио. Он сказал, что мне хватит и трех месяцев практики.

Затем я попросил официального разрешения у министра Маньчжурии, который также наблюдал за демонстрацией. Я поступил в додзе в Вакамацу-те в апреле 1939 года и оставался там до июня.

Сэнсэй, вы много раз нападали на Уэсибу-Сэнсэя за эти три месяца?

Да, много раз. Я практиковался непосредственно с ним. Был только один случай, когда я подумал, что Уэсиба-Сэнсэй, возможно, упал за это время, но он мог сделать это нарочно.

То, что вы практиковали, называлось айки будо?

Это был Дайто-рю дзюдзюцу айкидо.

Кто были учидеши (студенты, живущие в те дни)?

Среди них были такие люди, как господин Сиода и господин Окубо, которые прекрасно владели своим телом.

Господин Сиода еще учился в Университете Такусоку и был самым энергичным человеком в додзе того времени. Мы стали хорошими друзьями. Через три месяца мы решили поехать вместе, чтобы внести последние штрихи в мое обучение. Мы проинструктировали сотрудников полиции префектуры Мие, а затем, студентов Сумитомо-додзе в Осаке. После этого мы посетили дом Уэсибы-Сэнсэя у подножия горы Курама.

Когда мы были в Осаке, произошел следующий инцидент. Я провел там пять лет назад в качестве главы Ассоциации Кансай сумо, и поэтому у меня было много знакомых, которые приглашали меня на ужин. Я получил разрешение от Уэсибы-Сэнсэя и пошел с ними. Когда я вернулся немного позже, он уже ушел спать, и я тоже лег спать. На следующее утро, когда я поздоровался с ним, Сэнсэй сказал: "Тэнрю, ты вернулся вчера около 10.30 вечера, не так ли?” Он не был обычным человеком. Он знал такие вещи...

Позже мы отправились в дом Уэсибы-Сэнсэя недалеко от горы Курама. На следующее утро мы проснулись в три часа, и Сэнсэй предложил нам сходить в горное святилище. Сэнсэй был в сандалиях, и мы шли босиком к лестнице, ведущей в гору. Там Сэнсэй сказал мне: "Тэнрю, ты молод. Так как я старик и мне трудно подниматься по лестнице, ты толкаешь меня вверх."

Когда я положила руку ему на спину, он тут же прислонился к ней. Позже господин Сиода сказал мне, что тогда я, должно быть, подшутил над Сэнсэем, но на самом деле я был совершенно серьезен. Хотя лестница к главному святилищу была не такой крутой, с меня капал пот. Сэнсэй сказал мне: "Причина, по которой ты так сильно потеешь, заключается в том, что ты был поглощен мыслью толкнуть такого старика, как я. Вот почему ты задыхаешься. Если ты будешь идти, думая, что перед тобой лишь пустота, то ты вообще не устанешь."

Лестница, ведущая оттуда во внутреннее святилище, была довольно крутой и узкой. Люди редко туда ходили. Я продолжал толкать его, но на этот раз обнаружил, что не сопротивляюсь, так как научился правильно дышать. Я понял, что небольшая практика правильного метода дыхания может иметь большое значение в Айкидо.

Наконец мы вышли на открытое место чуть правее внутреннего святилища. Уэсиба Сэнсэй сказал: "Это место, где Усивакамару (Есицунэ, знаменитый генерал периода Камакура) тренировался в старые времена. С завтрашнего дня мы с тобой будем вставать в три часа утра и тренироваться здесь вместе в темноте".

Итак, на следующее утро мы встали в три и пошли на поляну, а я подталкивал Сэнсэя. В кромешной тьме я ничего не мог разглядеть. Однако, Сэнсэй прекрасно видел.

"Сейчас ты, наверное, плохо меня видишь, но через несколько часов или дней научишься видеть даже в безлунную ночь".

Вначале я практиковалась с ним в ката безлунными ночами. На третью ночь я сказал ему, что могу видеть. Он ответил: "Это довольно быстро.” На этот раз мы использовали боккен и практиковали различные движения, а затем технику стояния. Я думаю, мы тренировались около пяти дней. Тогда он сказал мне: "Мне больше нечему тебя учить. Ты сможешь справиться с любым, кто придет, чтобы напасть, куда бы ты ни пошел. Не беспокойся."

Затем мы вернулись в Токио и отправились в Иваму, где находился храм Айки.

Это было в 1939 году?

Вот именно. Сойдя с поезда, мы вошли в рощу.

"Однажды здесь родится боевое искусство для всего мира" - сказал Сэнсэй.

Вернувшись в Маньчжурию, я каждый год приглашал учителей айкидо. Я построил додзе под названием "Синбудэн" в Синке в 1941 или 42 году на государственные средства. Я практиковался там с такими людьми, как мистер Томики и мистер Оба. Когда война закончилась в 1945 году, я был репатриирован. Я думаю, что Сэнсэй был очень разочарован тем, что Япония потерпела поражение в войне. Генерал Макартур запретил заниматься всеми японскими боевыми искусствами. Я открыл китайский ресторан в Гиндза в 1950 году и иногда приглашал туда Уэсиба-Сэнсэя и ел вместе с ним.

"Тенрю, сын мой, Киссёмару еще молод и многого не может сделать. Пожалуйста, присмотри за ним."

Услышав это, господин Сиода сказал мне: “Если мы оставим все как есть, Айкидо может пойти по ложному пути. Почему бы нам не сделать что-нибудь с этим? Может быть, нам удастся что-то предпринять даже без разрешения Сэнсэя?"

Мало-помалу это стало началом Ёсинкана. Затем Хомбу Додзе тоже начал проявлять активность. Киссёмару сейчас работает в больших масштабах, но я не думаю, что он планировал стать преемником своего отца в то время.

Техника господина Сиода наиболее близка к технике О-Сэнсэя. Он служил Уэсибе-Сэнсэю дольше всех. В то время, когда я практиковался, Киссёмару был учеником средней школы и еще не начал практиковаться. Тогда он не очень любил айкидо. Господин Сиода был предан айкидо и религиозно посещал додзе.

Вы когда-нибудь тренировались с Сиодой-сенсеем?

Да. Он обладал тем, что можно назвать духом соперничества. Однажды, когда я стоял, он вдруг подошел ко мне, вывернул мне руку и швырнул на циновку. Он торжествующе закричал: "Ура! Я бросил тебя!” (Смех)

Мы хотели бы спросить вас о вашем опыте в мире сумо.

Общество сумо в те дни было по-настоящему феодальным. Борцы сумо не могли жить на пособие, которое они получали от ассоциации. Они получали чаевые от сторонников, которыми пользовались. Мой мастер по имени Хитачияма сказал мне следующее: "Тенрю, борцы сумо - это не артисты и не льстецы. Мы-борцы. Мы практикуем Будо. Мы должны смотреть на вещи с духом Будо.” Даже после того, как я поднялся до самого высокого турнирного уровня и стал сэкиваке, я не мог сохранить свою позицию с тем пособием, которое я получил от ассоциации. Владелец оставил все деньги себе. Я подумал, что такое положение вещей разрушит будущее сумо, и решил предпринять некоторые действия по реформированию системы.

Я представил план реформы ассоциации с одобрением 32 человек, включая макиути (старший класс), озэки (второй высший ранг) и дзюре (младший класс) борцов, которые все были студентами Хитачиямы. Однако ассоциация никак не могла проглотить все предложенные нами изменения. Члены "Кокусейкай", правой группы того времени, вошли в комнату и попытались нас убрать. Мы твердо стояли на своем, заявляя, что не уйдем, пока не будет принят наш план реформ. Однако, в конце концов мы были вынуждены уехать. Затем мы постриглись и основали "Дайнихон Синко Рикисидан" (новая ассоциация сумо Великой Японии), став независимыми. У нас был целый ряд проблем. Были некоторые правые, которые думали, что этим неприятностям придет конец, если они убьют меня, лидера. Каким-то образом мне удалось найти выход из этой ситуации, и мы объявили о своем восстании и дали представление в Ситаянегиси 4 февраля 1932 года. Тогда 17 борцов восточной группы покинули основную ассоциацию, заявив, что она слишком вялая. Эти борцы основали Федерацию сумо и путешествовали по Японии, продолжая движение реформ. Эти движения оказали огромное влияние на мир Сумо. В настоящее время, не говоря уже о йокодзуне и озэки (двух самых высоких рейтингах Сумо), любой борец дзюри с семьей может зарабатывать на жизнь только на пособие от ассоциации.

Реформаторское движение возникает, когда мир находится в состоянии беспорядка в любой период. Так было и во времена Реставрации Мэйдзи. Из-за хаотического состояния правительства сегуната Токугава такие люди, как Такамори Сайго, Сёин Есида и Рема Сакамото, поднялись на борьбу и разрушили общество, приведя к восстановлению Мэйдзи. Процесс реформ может быть осуществлен только там, где кто-то жертвует своим положением и честью. Мне было тридцать лет, когда я начал движение отколовшихся. Разумеется, я не собирался возвращаться в мир Сумо. Я основал в Осаке Ассоциацию Сумо Кансай (западная Япония), которая продолжалась с 1933 по 1937 год. В течение этого периода я много раз просил, чтобы ассоциация сумо Канто (Восточная Япония) выступила против нас в турнире. Но так как мы были теми, кто восстал против них, они не очень хорошо отреагировали на эту идею. Если они согласятся на поединок с нами и проиграют, это будет для них катастрофой. Так что никаких совпадений между нами никогда не было. В 1937 году Япония начала сползать в Великую восточноазиатскую войну. Все политические партии и группы были распущены, и "Дайнихон Йокусанкай" (имперская Ассоциация содействия правлению) стала единственной правящей группой в Японии. Поскольку Япония как нация и правительство были едины, мы считали, что мир сумо не должен оставаться разделенным на две отдельные организации. Я распустил Ассоциацию Кансай Сумо, привез в Токио 17 перспективных борцов и попросил главу лагеря сумаистов господина Оякату позаботиться о них. Он спросил меня, что я собираюсь делать, и я ответил так: “Поскольку я много лет решительно выступал против всех вас и был непокорным, я не могу вернуться. Я поеду в Маньчжурию, начну все сначала и распространю там Сумо. Так я уехал в Маньчжурию в 1938 году. Я организовал всех борцов-любителей сумо в этой стране и учредил Маньчжурскую Федерацию Сумо.

Были ли эти борцы-любители японцами?

Да, все они были бывшими выпускниками университета. Я стал лидером этих борцов и планировал поездку в Маньчжурию Японской ассоциации сумо. Поэтому я отправился в Северный Китай из Маньчжурии в августе и сентябре, вступил в переговоры с армией Канто и начал маньчжурский турнир. Японская ассоциация сумо поддерживала все мои усилия в Маньчжурии и позволила мне стать советником в 1941 или 42 году. Хотя я и восстал против ассоциации ранее, именно в результате нашего восстания была реформирована старая система сумо и создана новая организация, та, которую вы видите сегодня. Никто из молодых борцов нынешней Ассоциации сумо не знает этой истории. Все это случилось 60 лет назад.

Мы понимаем, что Сокаку Такэда сэнсэй и Такума Хиса Сэнсэй были в то время в додзе газетной компании "Асахи" в Осаке. Вы когда-нибудь встречали их там?

Я часто встречался с мистером Хисой, но никогда с Такэдой Сэнсэем. Когда я основал организацию Кансай Сумо, Хиса Сэнсэй работал в газете "Асахи". Статьи, освещающие наше реформаторское движение, помещались в газете с 7 января по 15 января 1932 года. Они использовали всю страницу раздела местных новостей.

_______________________________________

Профиль Сабуро Вакуты (Тенрю)

x8l6mjjhdOYРодился 1 ноября 1903 года в городе Хамамацу, префектура Сидзуока. Активный выдающийся борец сумо в 1920-х и начале 30-х годов, он возглавил реформаторское движение, которое основало свою собственную независимую “Ассоциацию Сумо Кансай” в 1932 году. Впервые Тэнрю встретился с Морихэем Уэсибой в 1939 году в Маньчжурии. Позже он провел интенсивную 70-дневную тренировку под руководством О-Сенсея в старом Кобукан-додзе.

Источник: https://vk.com/wall-102418404_2294

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет ресурс носит исключительно информационный характер

и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.

Сайт создан Студией Веб Дизайна "Сильвер".

Все права защищены. © 2018