Основатель Айкидо Морихей Уэсиба много времени уделял занятиям с мечом. Один из наиболее авторитетных учителей Айкидо с оружием, сенсей Морихиро Сайто (9-й Дан Айкидо) также отмечает, что если Вы не занимаетесь практикой айки-кен, Ваше Айкидо будет неполным. Многие люди в мире совмещают практику Айкидо с занятиями воинскими искусствами с оружием.
Кендзюцу и Кендо
Кендзюцу - это японское искусство применения меча, и из него произошло Кендо, путь применения меча.
Японский меч, по общему мнению, является самым благородным оружием в классическом вооружении воина. Однако не всегда было так. До XII века бойцов публично награждали за их искусную стрельбу из лука, но отнюдь не за удалое обращение с мечом. До нас дошли имена многих известных лучников того времени, но нам неизвестны великие мастера меча этого раннего периода. Ситуация, однако, изменилась после выхода в 1259 году эдикта сёгуна Ходзё Токийори, который разрешал ношение меча лишь придворным и представителям воинского сословия. С этого момента меч стал символом воина и вытеснил лук с позиции самого благородного оружия.
Японский меч
Японский меч являл собой душу воина, и перед ним как таковым благоговели и лелеяли его всю его долгую жизнь. Полагали, что мечи обладают своей собственной жизнью, и некоторые считались счастливыми, а другие несчастливыми, приносящими горе и нищету. Японская воинская этика требовала, чтобы меч никогда не был применен с гневом или злобой. Его единственным предназначением было искоренение зла, удаление злого бесстрастной хирургической операцией.
До X века мечи были прямыми и с одним заостренным краем; и только впоследствии была введена хорошо нам знакомая изогнутая конструкция. Считается, что мечи самого лучшего качества изготовлены в эпоху Камакура (1185-1333), во время войн между кланами, превосходящими других, подобно кланам Минамото и Тайра. Это было в самом деле подходящее время для испытания качества мечей.
Во время вторжений монголов в 1274 и 1281 годах в конструкции меча была обнаружена слабость: кончик меча был особенно уязвим по отношению к цепным кольчугам, которые носили захватчики, и отламывался, ухудшая режущую силу лезвия. Горо Мюдо Масамуне устранил этот недостаток путем одновременного отпускания и заострения лезвия. Ранее кончик закаливался и обрабатывался отдельно, что вызывало появление линий слабости в металле. Открытие Масамуне было взято на вооружение всеми ведущими мастерами, но гордость первооткрывателя была такова, что он никогда не подписывал свои клинки, полагая, что их качество само определит автора.
В эпоху Намбокучо (1336-1392) раскол, вызванный вопросом о престолонаследовании, привел к жестокой вражде между Северным и Южным императорами. В это время длинный меч, или Тачи, был заменен более коротким и легким, называемым Катана. Тачи был очень тяжелым оружием, носимым на ремне у левого бедра режущей кромкой вниз, для того чтобы облегчить его использование конными воинами. Однако это было довольно-таки громоздко, для эффективных действий требовалась значительная сила и фехтовальное искусство. Фехтование с тачи включало мощные круговые удары, которые из-за большого веса лезвия приобретали значительную инерцию и делали технику довольно-таки несовершенной. Спешенные воины предпочитали использовать двуручный хват, так как это обеспечивало лучший контроль оружия. Хотя вес меча делал трудным обращение с ним, он мог очень эффективно разбивать доспехи.
Катана при ношении просовывался сквозь пояс, режущей кромкой вверх. Это более легкое оружие сделало возможным использование новых приемов, которые были последовательно введены в воинские традиции кен-дзюцу и иайдзюцу.
Корейские кузнецы, прибывшие в Японию в конце XVI века, использовали принцип ковки сжатием для того, чтобы получить твердую сталь. Такая сталь была твердой на большую глубину и более упругой, чем предшествующие материалы.
История
В японском будзюцу рю знания о применении оружия развивались следующим образом: доказавший свое умение боец учил своим приемам других членов школы, в которой он занимался. Эти школы существовали издавна, однако самой старой из них, о которой сохранились исторические подтверждения, является школа Нен рю Йошимото Санасиро, которая была основана в 1350 г. Некоторые мастера меча служили феодалам, другие бродили по стране и учили тех, кто хотел у них учиться. Вероятно, самым известным из них был Цукахара Бокуден (1490-1571), мастер, который путешествовал со свитой более чем в 100 человек.
Полагали, что мечи обладают своей собственной жизнью, и некоторые считались счастливыми, а другие несчастливыми, приносящими горе и нищету. Японская воинская этика требовала, чтобы меч никогда не был применен с гневом или злобой.
Мастера, желающие испытать свое умение, посылали вызовы другим известным мастерам. Если вызов принимался, они встречались и бились настоящим оружием. Другие дуэли происходили как результат родовой вражды или как дело чести. Было достаточно просто слегка задеть чей-нибудь находящийся в ножнах меч, чтобы нарваться на дуэль, и некоторые бойцы носили свои длинные мечи так, чтобы сделать такой контакт почти неизбежным. Не только другие воины были законным объектом нападения: невооруженные люди тоже могли ожидать, что окажутся сраженными за такое оскорбление.
Тренировка в использовании меча должным образом означала занятия с настоящим оружием. Ясно, что это было очень опасно, и были придуманы такие формы тренировки, в которых каждое движение было заботливо спланировано. Эти формы были названы Ката, и каждое из них фокусировалось на конкретной серии приемов. Отмечено, что в ряду двух сот или около того школ, функционировавших в течение XVIII века, одна только школа Оно Ха Итто Рю использовала более 100 ката.
В поисках большей реальности занятий был создан деревянный меч, или Бокуто. Это позволяло отрабатывать в паре приемы, которые ранее, с настоящими лезвиями, были слишком опасны. Важно, однако, отметить, что тренировки с бокуто никоим образом не заменяли ката. Если воин хотел достичь максимального успеха, были необходимы обе формы занятий. Бокуто начинал применяться больше в дуэлях, уменьшая фатальность схваток, хотя он сам по себе был потенциально смертельным оружием. Известный мастер Миямото Мусаси (1584-1645) многих убил своим бокуто.
Так как мечом, сделанным из древесины дуба, труднее было убить или покалечить, оказалось, что многие бойцы стали несколько беспечны во время занятий, недостаточно заботясь о контроле степени контакта, результатом чего были окровавленные головы и тяжело ушибленные руки. В эпоху Эдо (1615-1868) были введены в употребление доспехи в виде железной решетчатой маски, снабженной изнутри мягкими прокладками, нагрудника, сделанного из бамбуковых пластин, зашитых в плотную ткань, щитков на предплечьях и запястьях подобной же конструкции и подбитого мягким передника. Они изменились в начале 19 века, когда наручные щитки были заменены рукавицами, и нагрудником стала оборачивающая тело подбитая куртка. В современных доспехах эта куртка заменена выгнутым и твердым нагрудником, который заходит назад, чтобы закрыть ребра. Бокуто был заменен более легким бамбуковым мечом Шинай, который сделал возможными более быстрые удары.
Когда эпоха Эдо близилась к завершению, стало ясно, что меч более не является действенным военным оружием. В 1876 году вышел указ, призванный отвергнуть меч, но через год после этого произошло восстание мятежного клана Сацума. Восстание удалось подавить лишь с помощью вызванных армейских частей, вооруженных огнестрельным оружием. Жертва клана Сацума была не совсем напрасной, потому что правительству был ясно продемонстрирован уровень воинского духа. С этих пор упадок в занятиях старым воинским искусством был приостановлен, и в школах и колледжах были введены специальные занятия. В 1912 году различные школы Кендо собрались вместе и пришли к соглашению об установлении правил соревнований в доспехах и с бамбуковыми мечами.
Сегодняшняя практика
Занятия Кендо происходят в додзё, или в «месте тренировки в постижении пути». Тому, кто занимается Кендо - кендоке - необходимо вести себя вежливо, совершая поклон при входе и выходе из додзё, и выказывать уважение к учителю и другим ученикам. Фехтовальные принадлежности состоят из Шинай, маски (Мен), нагрудника (До), подбитого мягким передника (Таре) и рукавиц (Коте). Форма в Кендо состоит из куртки (Кендоги), широких брюк (Хакама) и головного полотенца (платка) (Тенугуи).
Кендока одевает свои доспехи и находит партнера для занятий. Партнеры стоят друг перед другом примерно в трех метрах, удерживая шинай в левой руке. Большой палец левой руки наложен на гарду. Двигаясь синхронно, оба партнера опускаются на корточки, подтягивая при этом свой шинай к себе. Правая рука захватывает шинай сразу за гардой, левая держит за нижнюю часть. Затем оба партнера встают и каждый отшагивает назад на полшага левой ногой, одновременно обращая шинай концом клинка к партнеру. Шинай при этом находится в среднем уровне (Чудан камае), острием на высоте грудной клетки.
Вес распределен равномерно на обе ноги, так что можно быстро передвинуться в любом направлении. Ноги скользят по земле, и дистанция регулируется или обычным шагом, или перемещением правой ноги на полшага вперед, после чего к ней приближается левая. При движении назад левая нога отступает назад первой, затем за ней следует правая нога, стоящая впереди. Правильная дистанция между фехтовальщиками - когда скрещиваются только концы их шинай.
Засчитываемые удары в область головы, рук и тела наносятся рубящим движением (Кири), исключая удар в горло, который наносится прямым ударом (Цуки). Удары в голову используются чаще всего. Они делаются путем подъема меча над головой и последующего быстрого опускания, при котором плечи являются центром вращения. Левая рука опускает меч, правая направляет его. После того, как меч минует вертикальное положение, слегка согнутые локти выпрямляются, и перед самым ударом правая рука сильно сжимает меч резким движением. Во время удара кендока издает пронзительный крик, известный как Киай. Он означает решение бить сильно.
Когда бы противник ни поднял свой шинай в вертикальное положение, он подставляет свой средний уровень под атаку. Защищающийся держит свой шинай в положении Ка-цуги, или на плече, для того чтобы делать короткие и быстрые движения. Скольжение левой руки вверх к правой в момент удара обеспечивает большее ускорение. Запястья противника становятся уязвимы, если он держит меч под малым углом. Защищающийся вытягивает меч из Чудан камае вперед и рубит поперек выставленных запястий.
Пронзающие удары (цуки) делаются с вращением рук внутрь или наружу. Наибольшая сила развивается при скольжении вперед с локтями, находящимися в жестком состоянии. Такие удары наносятся или вверх по диагонали в горло, или горизонтально.
Иайдзюцу и Иайдо
Иайдзюцу - это японское искусство обнажения меча (вынимания меча из ножен). Иногда используется название Батто дзюцу, хотя оно предполагает нанесение удара мечом сразу же после того, как он вынут из ножен. Приемам вынимания и применения меча обучали более чем в четырехстах воинских рю, самые ранние упоминания о них найдены в Тенсин Шоден Катори Синто рю.
История
Многие рю исчезли в мирную эпоху Эдо, поскольку значение меча как оружия уменьшилось из-за появления огнестрельного оружия. Возможностей обнажить меч на деле стало меньше, так что в практику начали входить элементы ритуала. Одним из самых ранних был метод некоторых школ иайдзюцу, ограничивших технику обнажения меча приемами, выполняемыми из традиционного положения на коленях. Это было не просто неудобное положение для того, чтобы быстро вынуть меч; работа сидя была лишь частью гораздо более широкой области. Некоторые школы ограничили обучение еще больше, они вообще игнорировали короткий меч. Одновременно с таким сокращением изучаемого материала шло увеличение участников тренировки, так как в члены новейшего рю принимались невоенные лица, слепо принимающие все подряд.
Цель тренировки изменилась так, что эффективность обнажения меча и поражения при этом противника стала заменяться культивацией спокойствия, воинского сознания, в которое не вторгаются никакие мысли о себе для того, чтобы нарушить процесс не-логического (интуитивного) действия.
Приемы
Элементы иайдзюцу могут быть суммированы в четырех действиях, первым из которых является вынимание меча, или Нукицуке.
При его выполнении необходимо принимать во внимание исходную позицию, относительное положение рук и скорость, с которой клинок вынимается из ножен. В норме нукицуке должно ускоряться по ходу движения так, чтобы вынутый из ножен меч имел достаточную энергию, чтобы поразить противника.
Второй элемент - Кирицуке, рубящее действие. Меч или погружается в противника, или рубит его, используя вынимание лезвия из ножен. Эффективное рубящее действие требует совершенной техники, и этому действию учили путем рубки бамбуковых шестов или мешков с соломой в упражнении, известном как Тамешигири. На земле устанавливали ряд шестов на определенном расстоянии друг от друга, и мастер делал серии быстрых, перетекающих друг в друга ударов по ним. Слабое движение сбивало шесты с земли, или же их не удавалось срезать чисто.
Третьим элементом иайдзюцу является Чибури, или удаление крови с лезвия. Это достигается вытиранием куском бумаги или ткани. Кровь оказывает очень сильное корродирующее действие на стальное лезвие, которое должно быть очищено сразу же после применения.
Наконец, меч должен быть снова вложен в ножны действием, известным как Ното. Это медленное и взвешенное движение, во время которого воин остается в состоянии высокой концентрации, или Занчин. В тренировках иайдзюцу применяются длинные и короткие мечи, так как и те, и другие использовались классическими воинами, и в ситуациях, когда применение длинного клинка было невозможным, короткий меч всегда был наготове.
Рассматривались различные открытые позиции для быстрого вынимания меча, и двумя самыми употребимыми были позиция стоя и позиция на одном колене. Обе эти позиции оставляли длинный меч свободным для быстрого вынимания из ножен.
Mitchell D. «The Complete Book оf Martial Arts»
L.: Hamlyn, 1989