Зачем нужен этикет?

“Проявляй уважение к тем, кто достоин его, 
ибо в этом нет ничего постыдного; проявляй уважение к тем, 
кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; 
проявляй уважение к тем, кто недостоин его, если 
это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть 
что-то достойное уважения” 

Закон Шоу-Дао 

Не секрет, что целью боевого искусства является не только отработка техник, но и изменение сознания. Одним из катализаторов внутренней эволюции является соблюдение этикета. 

Те, кто только начал заниматься айкидо, бывают, зачастую, удивлены сводом правил, регулирующим поведение в додзё. Со временем, эти правила становятся внутренней дисциплиной и выполняются автоматически. В этом, однако, нет ничего хорошего. Конечно, поскольку в начале пути трудно ожидать от ученика глубокого проникновения в систему ценностей айкидо, то формальное выполнение этикета всё же лучше, чем поведение, нарушающее принятые взаимоотношения. Если параллельно с техническим ростом идёт и внутренний прогресс, то эта форма наполняется содержанием. 

Настоящий айкидока делает поклон не потому, что он обязан поклониться, а потому, что у него есть желание выразить своё уважение. Он уважает тех, кто приходит заниматься айкидо, потому, что эти люди победили лень и обстоятельства, нашли силы и возможности заняться своим прогрессом, зачастую в том возрасте, в котором многие ставят на себе крест. Он уважает Основателя, как создателя этого многопланового и удивительно гармоничного искусства. Он уважает место, где постигается Путь, даже если додзё в обветшалом состоянии и в нём нет кондиционера. Он уважает инструктора, как человека ведущего по этому Пути. Он уважает жизнь за те возможности, которые она ежечасно даёт нам полной дланью. 

В этом отличие этикета от принудительной дисциплины. Уважение умиротворяет и наполняет силой. Уважение делает человека внимательным и проницательным. Но нельзя заставить уважать. Это большая внутренняя работа, которую следует проделать каждому, кто понимает, что человек или развивается или деградирует. Современное человечество, для мировоззрения которого нет большего авторитета, чем эмпирическая наука, уверено, что, так называемый, внешний мир существует независимо от нашего к нему отношения. Это связано, в первую очередь, с чрезвычайной бедностью духовной жизни, по большей части подменённой телевидением, Интернетом и прочей суетой. Человек не читает газету – он бросает её в свою внутреннюю пустоту. Я не утверждаю, что смотреть телевизор – это плохо. Я говорю о том, что нарушена пропорция, о которой так много писал мудрый Аристотель. Сравните, сколько времени мы проводим перед телевизором, компьютером, в пустой болтовне и сколько тратим на своё внутреннее развитие. Возвращаясь к теме, замечу, что те, кто практикуют уважение, обнаруживают, что и мир становится совершенно другим – добрее и интереснее прежнего. 

Следовательно, этикет додзё служит не только для удобства процесса обучения, но и для духовного роста. Когда выполнение норм этикета становится не просто автоматическим, но наполняется смыслом. Когда, говоря “аригато”, айкидока действительно благодарит, то есть понимает, за что следует благодарить. Тогда зарождается понимание внутренней связи всего во Вселенной. 

Морихей Уэсиба, очень сильно чувствовавший это единство, безошибочно чувствовал, если кто-то хотел его атаковать. Стоит также заметить, что не уважать того, кто на вас нападает, значит недооценить его. А это может стоить жизни. Внимание к другому человеку имеет, как видите, и практическое применение. 


"Масакацу Агацу Кацухаяби" (Истинная победа - это победа над собой) 
Морихей Уэсиба 
Источник:www.masakatsu.ru

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет ресурс носит исключительно информационный характер

и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.

Сайт создан Студией Веб Дизайна "Сильвер".

Все права защищены. © 2018