Взаимодействие Уке и Наге в процессе тренировок.

Эти рекомендации были написаны для того, чтобы дать членам додзё некую отчетную точку для размышлений о живой динамике, которая присутствует в связи уке/наге. Это всего лишь некоторые замечания. Полное понимание динамики уке/наге можно получить лишь имея соответствующий опыт. Определяя степень своей активности в динамическом взаимодействии уке/наге, вы можете использовать эти рекомендации, только используя свой собственный опыт и собственное понимание, к которому вы пришли за годы тренировок. 

Общие рекомендации для наге. 

Принимая решения о том, с какой силой выполнять контроль, удар или бросок и какую энергию для этого применить, наге должен учитывать состояние уке — уровень его мастерства, возраст, массу, физические возможности, состояние здоровья и самочувствия, а так же то, какие правила существуют в додзё в части принятых в нем правил взаимоотношений в системе семпай — кохай (старший — младший) применительно к взаимоотношениям уке/наге (см. ниже). Все это имеет большое значение, однако определяющим требованием в первую очередь является требование безопасности. «Реальность» воинского искусства, которую правильно или неправильно представляет себе один из членов пары, НЕ является тем элементом, которое следует принимать во внимание. 

Общие рекомендации для уке. 

1. Уке должен взять на себя ответственность за то, чтобы постоянно учиться, укреплять и совершенствовать свое искусство укеми с тем, чтобы давать наге полную возможность выполнять различные техники с силой и энергией. 

2. Изучая искусство укеми, упорно тренируясь и строя свои взаимоотношения с додзё, являющимся местом его тренировочной практики, уке должен постоянно прилагать усилия к выполнению п. 1, поскольку это позволяет неге делать наиболее желательный выбор из трех, возможных для него: 

— наге выбирает для исполнения такие техники или до такой степени уменьшает интенсивность своей работы и своей энергии, чтобы      обеспечить безопасность уке; 
— наге выполняет техники с риском нанести травму уке; 
— наге выполняет техники в полную силу, имея хорошо подготовленного уке. 

3. Во взаимодействии уке и наге важнейшим элементом является безопасность, но за эту безопасность в первую очередь отвечает уке, а НЕ наге. В этом смысле укеми является основой айкидо и своеобразным пропуском в айкидо как боевое искусство и как практику духа. 

4. Уке отвечает за то, чтобы атака была реальной. Это означает, что главным образом и, прежде всего уке должен всегда стараться быть честным перед собой. Тогда, когда достигнут хороший уровень выполнения формы, именно реальность атаки и то, насколько полно уке отдает ей себя, своё тело, дух, разум, отличает воинское искусство от иного другого. 

5. Нельзя забывать о том, что мы учимся делать укеми, и практикуем его для того, чтобы айкидо было для нас безопасным. Мы не выполняем укеми ради простого выполнения формы техники. Уке не должен работать вместо наге. 

6. В первую очередь уке должен заботиться о следующих вещах: 
— атаковать реально; 
— отвечать за собственную безопасность в данный момент времени; 
— использовать любую возможность совершенствовать мастерство укеми. 

7. В любой момент и по любой причине уке имеет право и даже обязан попросить наге работать с такой интенсивностью и с той энергией, которые соответствуют тому, что в данный момент необходимо. Это, в частности, верно тогда, когда уке работает не с учителем, а с товарищем по додзё. 

8. Следует ясно понимать, что здоровый дух додзё напрямую зависит от того, насколько полно каждый член коллектива применяет эти требования к себе. Техники могут практиковаться как боевые только в том случае, если уке умеет обеспечивать свою безопасность при их выполнении. Качество додзё определяется именно мастерством уке. 

Частные замечания для наге 
(общие замечания остаются в силе) 

1. Обязанности наге различаются в зависимости от того, какого рода тренировка проводится. При отработке Кихон ваза от наге ожидают, что он/она будет играть совершенно определённую роль в создании формы техники. Как уке настроен на совершенно определенные действия и реакции, так и наге должен быть настроен на выполнение определенных действий и реакций. Наге не должен выполнять технику силой. Он не должен также в процессе выполнения каждой своей роли опережать уке или следовать за ним, чтобы обеспечить лишь видимость выполнения 
требуемых тактики, стратегии и техники как таковой. Кихон ваза предполагает, что техники заранее определены для того, чтобы уке и наге получили свой собственный опыт в ее выполнении. Техники в которых роли уке и наге заранее определены, изучаются исходя из требований учебного процесса в додзё. По этой причине наге не должен пренебрегать общими рекомендациями (см. выше), даже если для этого имеются причины общего порядка или «благие» причины типа «я пытаюсь сохранить в тренировках боевой аспект». Кихон ваза предназначена для того, чтобы получить опыт в выполнении заданной формы, что же касается вариаций в исполнении техники «боевая» или «не боевая», то это находится в компетенции учителя, а не наге. 

2. При других видах тренировок, имеющих в себе элемент спонтанности, например, в Каеши ваза, Хенка ваза, Дзю ваза и т.д., наге должен стараться вести себя в соответствии с грубыми ошибками во взаимодействии уке/наге. Наге может делать это любым способом, используя любые недостатки в действиях уке и/или при выполнении техники демонстрируя более высокий дух, чем уке. 

Частные замечания для уке 
(общие замечания остаются в силе) 

1. Уке не должен сопротивляться, когда наге выполняет технику; уке не должен уклоняться от выполнения техники должным образом; уке не должен подстраивать технику под свое понимание (или непонимание), под свои эмоциональные рамки и/или недостаточное духовное видение. Кихон ваза — не для того, чтобы наге выполнял «свою» технику и не для того, чтобы уке предоставлял ему такую возможность. Кихон ваза предполагает выполнение заданной техники для того, чтобы и уке, и наге испытали их на себе. Техники в которых роли уке и наге заранее определены, изучаются исходя из требований учебного процесса в додзё. Кихон ваза предназначена для того, чтобы получить опыт в выполнении заданной формы, что же касается вариаций в исполнении техники «боевая» или «не боевая», то это находится в компетенции учителя, а не уке/наге. 

2. При других видах тренировок, имеющих в себе элемент спонтанности, например, в Каеши ваза, Хенка ваза, Дзю ваза и т.д., уке должен стараться вести себя в соответствии с грубыми ошибками во взаимодействии уке/наге. Уке делает это, чувствуя недостатки в технике наге, слабость его тела и отражая зрелость (или незрелость) духа наге. Уке может противодействовать наге, сопротивляться ему, запугивать его и т.д. так, как позволяет выполняемая техника. 

Некоторые соображения о взаимодействии уке/наге 
в связи с моделью семпай-кохай 
(общие и частные замечания остаются в силе) 

Если в паре вы выступаете в роли кохая (младшего) и наге, выполняйте технику тщательно, но интенсивно и с достаточной энергией, не сдерживая себя и реагируя непосредственно и мощно. Воспользуйтесь преимуществами того, что ваш старший партнер более опытен в искусстве укеми. Не старайтесь быть мягким со своим семпаем (старшим). Доверяйте мастерству его укеми, которое поддержит ваши эксперименты с формой и энергией и обеспечит его безопасность. Если вы бросаете старшего изо всех сил, это не будет жестокостью и не станет угрозой его здоровью. 

Если в паре вы выступаете в роли семпая (старшего) и наге, обращайте больше внимания на технические детали, подчеркивая и даже преувеличивая их, пролонгируя выполнение некоторых составляющих технических элементов. Выполняя техники все время сохраняйте своё лидирующее положение — ваше тело и ваш дух должны держать ситуацию под неослабным контролем вне зависимости от того, насколько медленно и мягко вас просят работать. Наблюдайте за своим кохаем, изучайте и берите на заметку его физические, эмоциональные реакции и реакции его духа и в соответствии с ним применяйте искусства. 

Если вы выступаете в роли кохая и уке, буквально следуйте помещенным выше рекомендациям. В большинстве случаев наге будет ожидать от вас именно этого. Когда вы работаете в паре со старшим, доверяйте его мастерству, его вниманию и знаниям, которые помогут сохранить вашу безопасность и в то же время заставят вас совершенствовать ваше укеми дальше. 

Если вы выступаете в роли семпая и уке, буквально следуйте помещенным выше рекомендациям. В большинстве случаев наге будет ожидать от вас именно этого. Контролируйте свое эго, которое, используя различные соблазны и манию величия, всячески будет пытаться заставить вас быть более жестким, более гордым собой и более глухим. Например, никогда не ленитесь работать как уке просто потому, что вы думаете, что можете себе это позволить, примирите свою гордость и свои амбиции с тем фактом, что ваш кохай неизменно бросает вас, берет вас в контроль, наносит вам удары таким образом, что вашему искусству укеми бросается вызов и/или оно оказывается недостаточным. 

Если вы тренируетесь с оружием, следуйте общим и особым рекомендациям для уке и наге. В большинстве случаев наге будет ожидать от вас именно этого. 

Заключение. 

Таким образом, и после многих усилий, увидев всю картину целиком, вы сможете узнать и жесткость, и мягкость айкидо, его легкие и трудные стороны, его стремительность и его плавность, его милосердие и безжалостность, айкидо с определенными формами и без каких-либо форм. В конце концов, вы сумеете примирить все эти противоположности, сохранив в айкидо составляющую именно боевого искусства и его остроту, которые не дадут ему стать скучным. И тогда айкидо действительно поможет вам выковать и очистить свой дух. 


Источник: Aiki News 
http://aikidonagare.od.ua/
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет ресурс носит исключительно информационный характер

и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.

Сайт создан Студией Веб Дизайна "Сильвер".

Все права защищены. © 2018