СЮРИКЕН - "рука скрывающая лезвие".
Мало кто сегодня не слышал о японском оружии - сюрикэн. Между тем это обособленное название для целого ряда метательных предметов, которые применяли японские воины, далеко не только ниндзя, как считают многие, благодаря современному кинематографу. Однако и выходцы из самурайского сословия не брезгали использовать, казалось бы, не совсем благородное средство отвлечения внимания.
Мало кто сегодня не слышал о японском оружии - сюрикэн. Между тем это обособленное название для целого ряда метательных предметов, которые применяли японские воины, далеко не только ниндзя, как считают многие, благодаря современному кинематографу. Однако и выходцы из самурайского сословия не брезгали использовать, казалось бы, не совсем благородное средство отвлечения внимания.
Считается, что искусство сюрикэндзюцу берёт своё начало уже в глубокой древности, прародителем коего было "метание камней" т.н. цубутэ. В древнем трактате Нихон Соки упоминается о бросающем камни оружии исихадзики. На протяжении столетий буси разных стилей и школ развили множество различных способов метания лезвий. Соответственно самих предметов используемых для броска появилось уйма, только видов бо-сюрикэн, в Японии насчитывается больше 50-ти! Естественно ниндзя не были исключением, учитывая специфику их деятельности, такой вид оружия имел широкую популярность во всех семьях нинкэ. А искусство метания лезвий сюрикэндзюцу, вошло в обязательную программу подготовки каждого синоби. Так в нашей традиции ниндзя из Тогакурэ-рю учились бросать сэнбан и хира сюрикэн, в Кото-рю применяют тэппан сюрикэн и т.д. Далее мы попытаемся классифицировать различные сюрикэны по группам и видам, а также рассмотрим примеры их применения.
Итак, в целом сюрикэны можно разделить на две большие группы - это босюрикэн (заострённые палочки) и сякэн букв. «колесо меч» (звёздочки). Первые в свою очередь имеют огромное количество форм (круглого, квадратного, треугольного и др. сечения, гвоздеобразные кугигата, ножи тантогата, пластины хэйтё и множество прочих) в зависимости от традиции, отсюда и различия в методах броска сюрикэн нагэ. Сякэны, также бывают разнообразных форм и размеров, например: крестообразные дзюдзи, восьмиконечные хаппо, звездообразные хоси, шестиконечные роппо и т.п.
Сюрикэн прежде всего какуси буки скрытое оружие, его применение гораздо обширнее нежели просто метание в противника с целью ускользнуть, скрыться или напасть. Спрятанное в руке лезвие даёт массу преимуществ в ближнем бою, используя сякэн как кастет и нож, зажатый в кулакебо-сюрикэн позволит наносить колющие раны и многое другое. В одноимённом фильме «Копподзюцу», наш Сокё Масааки Хацуми, демонстрирует такие вариации с тэппан сюрикэн (тяжёлой квадратной пластиной). В разделе Тогакурэ-рю бикэндзюцу, есть техника итто-нагэ где ниндзя применяет короткий меч синоби-гатана для броска. Также он мог метнуть сая от меча и использовать промедление противника для внезапной атаки. В целом ниндзя использовали в качестве сюрикэна любые предметы, подвернувшиеся под руку. Таким предметом могло оказаться металлическое зеркало, ниндзя носили его с собой, подкладывая под синоби сёдзоку на уровне сердца, а также традиционная японская шляпа амигаса, которая могла быть модернизирована со скрытым лезвием по контуру. Недаром, как упоминалось выше, сюрикэн дзюцу входило в ниндзя-но хатимон, восемь обязательных предметов для изучения. Понимая общий принцип метания предметов, человек будет в состоянии бросить практически любую вещь. Говоря о технике метания, стоит упомянуть, что далеко не каждый синоби мастерски метал сюрикэн и был в состоянии точно поразить цель с дальней дистанции. По большому счёту это и не требовалось от воина, достаточно было просто бросить несколько сюрикэнов в направлении противника, чтобы получить преимущество во времени. Представьте летящий в вас острый предмет, естественно любой, даже самый бесстрашный воин будет пытаться уклониться от него или, по меньшей мере, закрыться. В нинпо тайдзюцу есть целый ряд таких методов защиты, это всевозможные уклоны и прыжки тайсабаки, тоби ваза под общим собирательным разделом цубутэ-сабакигата. Где исполнитель старается занимать минимальное место в пространстве, уменьшая цель для нападающего. Помимо самого уклона он летящего в него предмета, он также выставляет предплечье (может быть защищено металлическими наручами котэ), перед собой закрывая лицо. Есть метод тотоку хиёси, когда пред собой выставляют меч, опускаясь на одно колено, как бы прячась за него.
Конечно, существовали определённые специалисты в области метания сюрикэнов, которые постоянно совершенствовали своё мастерство в сюрикэндзюцу. И сегодня если задаться целью и упорно тренироваться, человек сможет достичь больших высот в этом искусстве. К нашему времени разработано множество приёмов броска и уловок ниндзя. Простые примеры таковых, это умение бросать сюрикэн из любого положения, стоя, лёжа, с разворота, с колена, после кувырка, зависнув на дереве, с различных укрытий и многое, многое другое. Обнажив меч воин мог извлечь также и сюрикэн, например из дзёдан-но камаэ прежде чем зарубить противника метнуть в него лезвие, тем самым, увеличивая шансы на успех проводимого удара.
Сюрикэны могли быть припрятаны в потайных карманах синоби сёдзоку: в разрезе кимоно, на спине ближе к вороту, подвязаны к поясу с внутренней стороны и в некоторых других сюрпризных местах, откуда их удобно и быстро можно было достать. Скрытые в специальных карманах на тэкко бо-сюрикэны, служили также дополнительной защитой для рук.
Метать сюрикэн можно как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной и даже диагонально. Выпускали из руки сюрикэн с ощущением нанесения удара, мысленно удлиняя руку в сторону цели. Ментальное представление здесь может быть следующее: представьте, как из ваших глаз тянется энергетическая нить, связывая вас с целью, сфокусируйтесь на мельчайшей точке, в которую будете бросать.
В древности сосредотачивали свой взгляд на зрачке противника и метали в него сюрикэн. В качестве учебного варианта наработки, можно выставить вперёд руку (как мушку для стрельбы) и прицелиться, но не стоит делать это привычкой. В ниндзюцу необходимо действовать незаметно и внезапно, не выполняя при этом вспомогательных действий, которые могут выдать намерения. Способы захвата сюрикэн также бывают различными, бо сюрикэн может быть развёрнут остриём вверх или вниз (иногда он имеет обоюдоострую заточку), сякэн может быть зажат большим пальцем и полностью скрыт в руке. Удерживая сякэн таким способом можно неожиданно запустить его снизу вверх в лицо противнику, или ускользая от погони бросить назад. Иногда сюрикэн метают сразу пачками по два три штуки за раз, также с обеих рук поочерёдно или одновременно. Другим известным способом хвата сякэн, является захват за один из «лучей» клинка с выставленным одним или двумя пальцами вдоль пластины. Есть поговорка о том, как нужно правильно удерживать сюрикэн: «Держите как яйцо (чтобы не выронить из рук, но и не раздавить) и выпускайте как птицу». Помните о том, что главным секретом мастерства является количество часов проведённых в упорных тренировках.
Источник: http://ninpo.zp.ua