Острые ощущения от Тамэсигири

Важное замечание: Тамешигири - это высокодисциплинированное искусство, которое предполагает интенсивные тренировки и строгие правила техники безопасности. Пожалуйста, не пытайтесь овладеть мечом без надлежащей подготовки и/или наблюдения.

DSCF5783 1024x726

Это был прекрасный июньский полдень в Ирвине, штат Калифорния, и пять кусков влажного, свернутого татами грохнулись на пол, когда отточенные и отшлифованные мечи промчались по воздуху. Хотя айкидо может поощрять сострадание к противнику, для мишеней на татами не было пощады - когда айкидока из Иказучи Додзё не успевали пройти через них достаточно быстро, Джим Альварез сэнсэй из Айкидо Ливермор-Синрэй Додзё (Айкидо 6 дан, Синкэндо Кёси, Тояма Рю Батто-до 5 дан) поднимал свой клинок и демонстрировал скорость, точность и технику виртуоза.

Это был грандиозный финал четырехчасового семинара по тамэсигири, или тестовой рубке, где ранее 20 с лишним учеников от пятого кю до четвертого дана отрабатывали специальные движения с боккеном, которые должны были перейти в плавное и, надеюсь, не травмирующее обращение с мечом. Сэнсэй Альварес продемонстрировал технику работы с мечом, которая эффективно использует импульс для нанесения размашистых ударов, которые обхватывают всего владельца, предотвращая потерю энергии при попытке остановить клинок. Он также рассказал о разнице между иайдо, искусством быстрого укола и пореза, и синкэндо, гэндай будо (современным боевым искусством), разработанным сэнсэем Тосисиро Обата. Альварес сэнсэй был личным учеником Обаты сэнсэя более 27 лет, и он описал Синкэндо как более полную систему обучения владению мечом, которая включает в себя субури, ката, батто-до, ката парных мечей и, наконец, тамэсигири.DSCF5749 1024x683
"Я пригласил Джима Альвареса сенсея вести эту серию семинаров, поскольку считаю его одним из самых искусных фехтовальщиков в сообществе айкидо", - сказал Джош Голд, соучредитель Икадзути Додзё и исполнительный редактор Aikido Journal. "Имея 40-летний опыт айкидо и 27 лет тренировок в Синкэндо, он обладает глубоким пониманием клинка.

Он также отличный инструктор и имеет большой опыт работы с живыми клинками и проведения семинаров по тамэсигири с суммарным нулевым процентом травм. Кроме того, он прекрасный коммуникатор и заразительно энтузиаст".

DSCF5737 1024x683

Когда пришло время перейти от боккенов к живым клинкам, два опытных помощника сэнсэя Альвареса поставили в конце додзё стол с семью пронумерованными катанами. Они немного отличались по стилю, весу и длине, поэтому айкидоки выстроились в очередь, чтобы очень осторожно взять в руки каждый меч и определить, какой из них они хотели бы использовать на татами. Альварес сэнсэй также провел обширную лекцию по технике безопасности, где продемонстрировал и рассказал, как правильно держать мечи во время ходьбы и передавать их помощникам для чистки после раунда тамэсигири.

 

В центре тренировочной площадки были установлены пять стоек для мишеней, на каждой из которых, как свеча на подсвечнике, лежал свернутый и смоченный водой татами. Затем пять учеников подходили к столу с мечами, выбирали оружие и занимали свои места у мишеней для начала занятий. Чтобы лучше понять суть семинара, вот некоторые описания опыта от самих студентов.

DSCF5861 1024x683

Взгляды студентов

DSCF5886 1024x774

Тед Роуз, 3-й дан, оценил физические характеристики выбранного им меча и упорядоченность процесса пробной рубки:

Меч был тяжелым - тяжелее, чем прочный боккен Ивама-рю, которым я пользовался годами, тяжелее, чем иай-то, который у меня дома. И он был острым как бритва. Я выбрал тяжелую катану в надежде, что смогу сосредоточиться на технике и позволить весу клинка без усилий выполнять резание.

Первый удар был нанесен слева вверху справа внизу, пресловутый кесагири или "удар монашеского халата" [основной режущий удар, получивший свое название от "кеса" - вида халата, который носят буддийские монахи и который оставляет одно плечо обнаженным]. Сэнсэй отсчитал несколько медленных тренировочных ударов, а затем последовала команда: "РУБИТЬ!".

Пять мечей обрушились одновременно. Те, чья цель была верной, а техника гладкой, были вознаграждены звуком "СНИК", и отрезанная циновка упала на землю. И так мы продолжали следующие два часа. После начальной практики мы могли попробовать другие разрезы, которые сначала демонстрировал сэнсэй, всегда следивший за безопасностью. Травм не было, и мы все покидали додзё с широкими улыбками.

DSCF5908 1024x683

Инструктор Икадзути Настя Шуба, 2-й дан, нашла личный смысл и большее ощущение себя через практику

Около пяти лет назад я купил меч, и как это часто бывает с капризными покупками... меч пролежал без дела все эти годы. Иногда я практиковал субури с этим клинком, так как он был тяжелее любого боккена, которым я владел, но у меня никогда не было возможности резать им. Момент, которого я ждал, настал во время семинара Альвареса сэнсэя в нашем додзё. И вот я стоял перед мишенью, меч в руке, а в голове - сомнения: "Что, если я не смогу сделать ни одного разреза, а я единственный на семинаре с собственным мечом?". Конечно, с такими мыслями я едва успел поцарапать мишень.

Уверенность в себе была для меня серьезной проблемой в течение последних нескольких лет, и после того первого пореза я решил, что это прекрасная возможность для совершенствования. Я рассматривал мишень как отображение моих текущих внутренних проблем и попытался сосредоточиться на этом. Второй срез был лучше. Это придало мне немного уверенности. Всю оставшуюся часть семинара я старался очистить свой разум и сосредоточиться только на мече и мишени. Некоторые удары были хорошими и чистыми, другие нет - все зависело от моей сосредоточенности. Хотя уверенность и сосредоточенность проявляются и в других аспектах тренировок, мне очень понравилась непосредственная и объективная обратная связь с мишенью. В этом процессе было что-то прекрасное и таинственное, что трудно выразить словами. Семинар не только улучшил мои навыки владения мечом, но и дал мне тактильный опыт, который я могу использовать для дальнейшего укрепления своей уверенности.

DSCF5851 1024x683

Джош Голд, 4-й дан, имеющий большой опыт тренировок с мечом, благодаря семинару также обрел личную трансформацию и новую педагогическую перспективу:

Я тренировался с мечом 26 лет до моего первого опыта с тамэсигири. Я тренировался с боккеном и металлическим иай-то, но до недавнего времени я никогда не резал цель живым клинком. Овладение острой как бритва катаной глубоко изменило мой взгляд на мои личные тренировки с мечом. Я также обнаружил, что этот опыт был глубоко медитативным. Столкновение с целью с помощью синкэна (живого лезвия) стало мощным катализатором для концентрации и объединения моего дыхания, разума и тела с мечом.

Сам акт рубки был подобен выключателю, который привел меня в состояние дзансин (всепроникающего осознания). Кажется, что-то щелкнуло в моей психике, и теперь я могу возвращать себя в это состояние по желанию. Я не уверен, как долго это продлится, но я все еще способен делать это спустя несколько недель после события.

Наблюдая за тем, как почти 50 человек разного уровня мастерства (от менее года до 35+ лет опыта) занимались в течение двух дней [NB: за день до этого был проведен семинар в корпоративном кампусе], я также понял, что тамэсигири - мощный инструмент обучения и коррекции для работы с мечом. При обучении деятельности, связанной с телом и разумом, одним из самых мощных механизмов развития навыков является наличие немедленной и последовательной обратной связи. Вы можете тысячи раз махать боккеном в воздухе и не иметь ни малейшего представления о том, правильно ли вы объединили угол кромки лезвия, угол реза, ваше тело и ваш разум. Разрезая цель, вы получаете мгновенную обратную связь, которую можно использовать в качестве диагностического инструмента. Неудачный порез можно разобрать и проанализировать. Опытные практикующие быстро настраивали свои порезы и могли последовательно выполнять чистые и точные линии порезов. У новичков, как правило, первые результаты были не очень хорошими, но они могли быстро исправить ситуацию, основываясь на обратной связи, и смогли значительно улучшить свои результаты даже после того, как разрезали всего три-четыре мишени.

Настроение участников семинара было очень позитивным, и было ясно, что возможность попрактиковаться с настоящими мечами для многих стала воплощением мечты. Сэнсэй Альварес и его помощники профессионально провели занятие, а также выразили признательность за дисциплинированность присутствующих айкидок.

DSCF5778 1024x683

Поскольку сэнсэй Альварес также преподает айкидо, после семинара он рассказал забавный анекдот о применении укеми в реальной жизни. Однажды он шел по улице жарким нью-йоркским летом с упаковкой пива в руках и споткнулся о крышку люка. Столкнувшись с перспективой упасть животом на тротуар и потерять свою покупку, он прижал к груди упаковку с пивом и сделал кувырок вперед, что дало отличный эффект. "Когда студенты спрашивают меня, почему они должны учить кувырки вперед, - говорит он, - я отвечаю им: "Вы должны сохранить пиво"".

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет ресурс носит исключительно информационный характер

и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.

Сайт создан Студией Веб Дизайна "Сильвер".

Все права защищены. © 2018